воскресенье, 30 марта 2014
Посмотрела "Ложь Армстронга" второй раз. Ещё больше эмоций и ещё более запутано, несмотря на то, что отдельные мысли, возникшие после первого просмотра, встали на места. Но этот фильм даёт больше вопросов, чем ответов. Он сложен, как человеческая жизнь. Там нет единой точки зрения, режиссёр не делает никаких выводов, он выкладывает факты, события и комментарии разных людей.
глэммибред про фильм и попытка написать хотя бы о главном, хотя, похоже, самого главного я так и не сказалНа Евроспорте крутили презентацию Параолимпийких игр с рефреном: "Но вы знаете, какая у меня на самом деле проблема? Я ненавижу проигрывать". Алекс Гибни рассказывает о человеке, который ненавидит проигрывать. Он играл не только в спорте, он играл с жизнью - победил, со смертью, с болезнью - победил, с обстоятельствами - победил, с постоянными подозрениями и обвинениями, подчас справедливыми - победил, с собственными биографами, в том числе режиссёром, начавшего снимать этот фильм с другими целями - победил. С открывшейся правдой? У меня такое чувство, что даже теперь, когда построенная им красивая история рухнула, когда всему миру открылась правда - он тоже победил. И этот фильм - свидетельство его победы. Ему предстоит ещё немало игр, сообщают финальные титры фильма... Кто знает, что будет дальше.
Шоссейный велоспорт считается одним из самых грязных видов спорта. Постоянно кто-нибудь попадается на допинге. Я смотрю всего лишь второй сезон, но уже успела начитаться-наслушаться об этом, был повод не далее как в прошлом году. Фильм крутится вокруг Армстронга, который был всего лишь лучшим из массы доперов и был бы просто одним из них, если бы не его личные физиологические особенности и воля к победе, позволившая бы ему выиграть все семь Тур-де-Франсов даже без допинга, если бы - ну да, это самое "если бы" - если бы его соперники тоже не принимали стимуляторов. Без допинга выжить было просто невозможно. Отказался участвовать в этом - отстал от группы. Принимали все. Упомянуто массовое переливание крови всей команде в автобусе, под носами у болельщиков, журналистов и полиции. По ходу всего фильма об этом говорят и в этом признаются все бывшие товарищи Армстронга по команде. Свидетельствуют друг против друга и себя, выдают друг друга и себя, меняют стороны, рассказывают о проблемах в команде, о дисквалификациях, о борьбе с этим, обвиняют в этом кого ни попадя... В конце концов, отобрали у Армстронга эти семь титулов победителя Тур-де-Франс. Кому их отдать? Кто бы их взял, если бы не он? Такие же доперы. Просто недостаточно способные выиграть самый жестокий гран-тур семь раз подряд. Разные.
Оправдывает ли это Армстронга, задаётся вопрос. Ни в коей мере. Если ты украл у вора - ты вор, если бы обманул обманщика - ты тоже обманщик. Так считают герои фильма. Фрэнки Эндрю, бывший сокомандник, ныне журналист, очень сложная фигура во всей этой истории и один из первых разоблачителей (про него нужно рассказывать отдельно, изучив его историю), в конце фильма подводит итог: "Побеждал ли Лэнс в соответствии с правилами дорожных боёв того времени? Да,. Но побеждал ли он в соответствии с правилами? Нет. Даже если все нарушают правила, это не значит, что так нужно делать", - сказал человек, которому урезали выплаты, когда он отказался в дальнейшем принимать допинг. После всего произошедшего, сказанного и услышанного он тупо перефразирует вечные слова школьных учителей: "А если все пойдут с крыши прыгать?"
И всё-таки фильм сообщает о другом. Лэнс Армстронг обманывал всех и вся не для того, чтобы просто удержаться на колесе. Не для того даже, чтобы просто победить. Он хотел доминировать, он хотел доказать, что он лучший. Это было уже после его борьбы со смертью - единственной гонки, которую он не имел права проиграть, но он лишил себя этого права и в спорте, и в жизни. Выигрывать, не просто выигрывать, а доминировать, уничтожать соперников, будто они раковые клетки. И это подчёркивается неоднократно.
"Я не считал это жульничеством, - даже признав многолетнее употребление стимуляторов, он защищает свою позицию. - Я посмотрел определение жульничества. Это значит - получение преимущества над соперниками... Я не делал этого".
С другой стороны, вступает режиссёр, у этого слова есть и другое определение: обман. Армстронг годами обманывал всех - зрителей велогонок, своих поклонников, прессу, антидопинговые организации, "Livestrong" - и было легче верить этой лжи, чем грязной правде. Ничего легче, признаёт режиссёр, чем обманывать тех, кто хочет быть обманутым.
Отправляясь на "Опру" для публичного признания, он знал, что ставит под удар всех, кто помогал ему, своих коллег, свою семью, своию организацию и всех, кто ему верил. Признаться в том, что десять лет опровергал, и самому обрушить старательно выстроенное здание собственной лжи, погребя под его обломками всех, кто там находился - это выглядело безумием, но что, в конце концов, можно было ещё сделать, когда его уже разоблачили, когда ему уже никто не верил? Продолжать рассказывать эту красивую сказку? Даже это признание, признание собственного поражения в игре с правдой, ввыглядит своего рода победой. Будто он сам решил проткнуть и без того готовый лопнуть перекачанный воздушный шар. Фильм не сообщает, что было дальше, после этого признания. Будут судить за обман допинг-контроля, грозит крупный штраф... Всё, история остаётся открытой для продолжения.
Вопрос, на который никто так и не дал однозначного ответа: было ли жульничество на ТДФ-2009, на который Армстронг вернулся (и который его, по всеобщему признанию, и погубил)? Лэнс отрицает. На самом последнем этапе, где у него был последний шанс всё спасти, оказавшись хотя бы третьим, раз уж победить не смог - чем обусловлено внезапное "второе дыхание"? Тем, что он не смог пройти Тур без стимуляторов, как собирался вначале, или действительно вдруг откуда-то взялись дополнительные силы? Он складно объяснил своё внезапное третье место и общем зачёте и неожиданные результаты анализов, якобы указывающее на допинг, и это выглядело правдоподобно. Но... действительно ли самый умелый допер в истории велоспорта прошёл этот "Тур для оправдания" чистым? Он был готов на всё, чтобы не сойти в последний день, когда сил уже не оставалось.
Может, и не только в последний... Вопрос открыт, ответа нет.Ещё раз повторю (я, наверное, хожу вокруг одного и того же): дело не в допинге. Дело в самом Лэнсе Армстронге. Человеке, который ненавидит проигрывать.
Этот фильм следует посмотреть более понятливому человеку. Потому что мне очень трудно всобрать всё воедино, хотя в принципе главное понимаю. Одно могу сказать: эта история не может оставить равнодушным, но не может и заставить принять какую-либо сторону. Ибо в ней нет правых и нет однозначного определения, что же на самом деле правильно и как всё должно было быть в идеале.
@темы:
Спорт - вело,
Кино